Внешний вид. Хвост с двумя большими пятнами, белыми у самцов и рыжими у самок. Крыло снизу с яркими рыжими полосами.
Брачная песня самца — монотонное жужжащее стрекотание, похожее на треск электрического движка: ”ерррруррррррреррррр...”. При окончании этой трели самец часто издает характерное “фюрр-фюрр-фюрр-фюрррюю...”. Часто слышится также призывный крик: “уик-уик-уик-уик...”, крайне напоминающий голос совы. Так же кричит и самка козодоя. Иногда в полете самец громко хлопает крыльями.
Местообитания. Обитает в смешанных и лиственных лесах и в кустарниках.
Питание. Питается насекомыми.
Места гнездования. Любимые места гнездования козодоя — светлые, разреженные сосновые боры, смешанные леса и лиственное мелколесье. Предпочитает держаться вблизи вырубок, лесных полян и по окраинам леса.
Месторасположение гнезда. Гнездится на земле.
Форма и размеры гнезда. Специального гнезда не делает. Яйца откладывает непосредственно на почву, чаще на хвою, прошлогоднюю листву, труху сгнившего дерева. На месте, где лежат яйца, по мере насиживания образуется небольшое углубление.
Особенности кладки. Кладка из 2 яиц. Яйца имеют эллипсообразную форму с одинаково овальными конусами. Скорлупа гладкая и блестящая. Основной фон фарфорово-белый или серовато-белый. По фону разбросаны пятна: глубокие светло-серые с размытыми краями и поверхностные, резко очерченные серые с буроватым оттенком. Размеры яиц: (28-36) х (20-24) мм.
Сроки гнездования. Прилетает в конце апреля — начале мая. Около середины мая появляются первые кладки, а в начале июня — первые птенцы. Первые летные птенцы встречаются в конце июня. Вполне самостоятельными молодые птицы становятся в конце июля. Отлет проходит с августа до начала октября.
Распространение. Распространен на восток до Забайкалья. В последние годы найдены места гнездования в ивняках по берегам горных рек близ Тынды и в “пепловых пустынях” Камчатки.
Зимовка. Места зимовок — Южная и юго-восточная Африка.
Хозяйственное значение. Козодой полезен тем, что истребляет много ночных бабочек, гусеницы которых вредны для леса и садов.
Описание Бутурлина. Иногда в середине или в начале лета, когда бродишь по разреженному старому лесу, загроможденному упавшими деревьями — следами ветровала, с темнеющими то здесь, то там поросшими мхом старыми пнями, или переходишь лесосеку с белеющими штабелями дров, случается неожиданно вспугнуть очень странную птицу. Прижавшись к коре, словно слившись с поверхностью ствола, совершенно неподвижно сидит она, и крапчатая с пестрянками окраска ее удивительно подходит под цвет коры. У птицы заблестели до того почти закрытые, сильно прищуренные глаза: вероятно, она заметила вас — ведь вы подошли к ней вплотную, шагов на шесть. Красивый темный глаз смотрит пристально, птица явно насторожилась, хотя ни одним, даже ничтожным движением не обнаружила волнения. Еще шаг ближе — и птица быстро, бесшумно взлетела. Мягко и широко взмахнули ее длинные острые крылья. Каким-то танцующим, дергающимся в воздухе полетом понеслась она вперед, затем, расправив крылья, планируя, села тут же, на ваших глазах, на ближайшую кладку дров, села и неожиданно пропала из поля зрения: защитная ее окраска слилась с тоном старой коры и лишайников.
Если рассмотреть расцветку козодоя вблизи, то нельзя не признать, что эта птица очень оригинальна и даже красива. Козодой относительно невелик: длина его тела достигает 26 сантиметров, размах острых и длинных крыльев около 55 сантиметров, длина хвоста до 12 сантиметров. Самое тело мало и тщедушно; козодой кажется крупнее благодаря пышному мягкому перу, длине крыльев и относительно длинному хвосту. Спина буровато-охристо-серого тона, который густо покрыт мелкими, более темными и частью более светлыми пятнами и полосками. Кроме того, оперение разрисовано узкими наствольными темными черточками; некоторые из них имеют по наружным краям ржавые полоски. Этот сложный узор обуславливает образование вдоль темени непарной темной полосы и двух продольных темных полос на плечах. Верхние кроющие хвоста серые, с узором из темных зигзагообразных линий. В области уздечки, под глазом и на каждой боковой стороне горла — по белому удлиненному пятну, красиво выступающему на серо-охристом крапчатом основном фоне. Палево-желтоватая полоса пробегает в области плечевых перьев и красиво оттеняется изнутри черным тоном; поперек крыла видна поперечная палевая полоска в области кроющих. Нижняя часть тела серо-охристая, с узором мелких более темных поперечных полосок. Два средних хвостовых пера сероватые, с узором черноватых поперечных полос и мелким темно-серым крапом. Остальные рулевые перья охристо-рыжеватые, с черными поперечными полосами и белыми вершинами. У самца три первых больших маховых пера с большими чисто белыми пятнами на концах внутренних опахал. По этому признаку самца можно на лету сразу отличить от самки: у самок и у молодых птиц белых пятен нет; вместо этих пятен имеются лишь грязно-охристые отметины.
Роговой клюв у козодоя весьма мал, узок и короток; но ротовая полость необыкновенно широка. Если у застреленного козодоя раскрыть рот, то прямо поражает ширина его “пасти”. По краям рта с обеих сторон сидят ряды длинных, относительно жестких черных щетинок. Ноги очень короткие: вследствие их незначительной длины сидящий на земле или на древесном суку козодой кажется припавшим к грунту. Средний палец на каждой лапке по длине превосходит остальные и связан с обоими соседними перепонкой до первого сустава, небольшой, обращенный внутрь задний палец — свободный.
Козодой имеет очень широкое географическое распространение. Он гнездится от самого крайнего запада Европы и северо-западной Африки (Марокко) на восток до озера Байкала и центральных частей восточной Монголии и Гоби. К северу гнездовая область простирается до 64° северной широты в Скандинавии и до южных частей Карелии. На Урале гнездовья козодоя находили до 60° северной широты; далее он распространяется до Тюмени, Томска, Енисейска и Иркутска. Широко распространен по всему югу вплоть до Северной Африки (Алжира, Туниса), Малой Азии, Закавказья, Ирана, Туркмении и северо-западной Индии.
В Европейской части России козодой особенно любит светлые, разреженные леса, как хвойные (сосновые), так и смешанные (лиственные).
Козодои прилетают к нам в разное время, смотря по широте местности. В Туркмении они показываются в самом конце марта и в начале апреля. В конце апреля эти птицы появляются в южной черноземной полосе (под Харьковом — Воронежем). Под Москвой прилетных козодоев можно видеть в первой половине мая.
Довольно скоро после прилета начинается оригинальное пение этой своеобразной птицы. Кто раз слышал ее удивительный голос, тот никогда не спутает песню козодоя с голосами других птиц. Поющий козодой особенно охотно усаживается на сук сухостойного дерева, обычно “в полдерева” или на нижних ветвях, и начинает свою бесконечную трель. Звукоподражательно ее передать трудно: она звучит, как чрезвычайно протяжное “тр-уэрр-уэрр-уэрр-уэрр, тр-тр-уэрр, уэрр-уэрр...” Эта дребезжащая трель тянется от двадцати секунд до нескольких минут и далеко слышна в сумерках весеннего или летнего вечера. Когда козодой склонен закончить трель, он издает характерное “фюрр-фюрр-фюрр-фюрррюю...”; получается впечатление, что певцу не хватило дыхания. Закончив песню, самец неизменно взлетает, причем широко взмахивает крыльями и точно подпрыгивает и вздрагивает в воздухе. При этом слышатся резкие хлопки. Они происходят при ударах крыльев одно о другое — над спиной и под брюшком. Слышно их за целую четверть километра. Приходится удивляться, как мягкие, словно у совы, крылья козодоя способны издавать при ударах такие громкие звуки. В этот момент козодой издает призывный крик: “уик-уик-уик-уик...”, крайне напоминающий голос совы. Так же кричит и самка козодоя. Часто она взлетает навстречу певцу, и обе птицы крича мечутся в воздухе. В тех местах, где козодоев много, приходится наблюдать драки самцов, нечто вроде настоящего тока.
Как было сказано, козодои поют в сумерках, вплоть до наступления темноты весенней или летней ночи. В самый разгар тока, весной, иногда можно услыхать начало трели этого полуночника и при блеске солнца, но запевший самец тут же смолкает. Козодои поют очень долго; их песни начинаются весной вскоре после прилета; азартное пение, хлопание крыльев и тока можно наблюдать в местах, где много козодоев, вплоть до конца июля и даже до начала августа.
Козодои гнездятся прямо на земле. При этом яйца они откладывают просто на сухие листья и хвою. Иногда (в относительно редких случаях) подстилаются под отложенные яйца стебельки сухой травы или древесной трухи. Если подойти к “гнезду” и спугнуть самку, то птица начинает летать очень близко, часто присаживаясь на землю. В такой момент волнения не слышно ее трещащего крика, но лишь отрывистое, несколько глухое “уик-уик-уик...”.
Козодой летает быстро и бесшумно. В сумерках на фоне зари настоящее наслаждение следить за его причудливыми воздушными эволюциями. Он то взлетает вверх, то кувыркается в воздухе, то
опирается и ловко планирует, почти не двигая крыльями. Вот он проносится над кустами вдоль пыльной дороги. На момент птица присаживается на землю, как бы прижимаясь к ней на своих коротких ножках. Вот опять взмахнули в воздухе острые крылья, и козодой понесся вперед стремительно, кружась и как бы танцуя. Все эти сложные эволюции птица совершает в погоне и в поисках за насекомыми.
Благодаря широко открывающемуся рту, обрамленному к тому же каймой упругих щетинок, козодой может на быстром лету хватать ночных насекомых — жуков, бабочек, мошек, комаров и других.
Свое нелепое, по сущеcтвy, название “козодои” птица получила на основании старого народного немецкого поверья: козодоя считали вредным и приписывали ему способность выдаивать коз. Давно было известно, что по нескольку козодоев кружится около пасущегося скота, присаживаясь у самых ног коров, коз или овец. В это время птицы заняты охотой за насекомыми, собравшимися около животных и близ их помета. Эта склонность козодоя держаться у стад во время их вечернего отдыха и послужила основой для нелепой легенды.
Отлет козодоев из подмосковных районов происходит в самом конце августа или в начале сентября; из южной черноземной полосы козодои скрываются в сентябре, последние исчезают даже в начале октября.
К востоку от Байкала, в бассейне Амура с его левыми притоками, в Уссурийском крае и Приморье у нас встречается буроватый большой козодой. Он немного крупнее обыкновенного, но, кроме особенностей окраски, мало от него отличается. Этот вид многочисленен у полян и слабо заросших гарей в лесах манчжурского типа.
В Средней Азии у нас встречается серовато-песочный по окраске, по размерам близкий к обыкновенному египетский, или буланый, козодой. В Закавказье отмечен случай залета серого козодоя.